Коммунальная революция в Украине в разгаре.

Get the best - be the best
Получи лучшее - будь лучшим

Коммунальная революция в Украине в разгаре.

15 авг 2016

Коммунальная революция в Украине в разгаре

Коммунальная революция в Украине в разгаре. И хотя анонсированную на 1 июля ликвидацию ЖЭКов отложили, основные баталии на жилищно-коммунальном поле набирают обороты.

Как и полагается, на поле битвы есть как минимум две противоборствующие стороны. В нашем случае – это народ, который продолжает штудировать информацию о преимуществах и тонкостях создания ОСМД, ОСН, ЖСК и других альтернативных ЖЭКам вариантов, собираться и организовываться в эти самые объединения. Представители уже созданных объединений активно работают «в полях», проводят массово-разъяснительную работу со своими жильцами, ищут подрядчиков, которые и будут обслуживать новосозданные объединения, ломают голову, как же привести в чувство все то хозяйство, которое им достается: с его болями, проблемами и т.д. При этом, параллельно продолжают оббивать пороги ЖЭКов и пытаться получить техническую документацию на объекты. ЖЭКи в данном конкретном случае – это вторая сторона развернувшейся эпической битвы.

Однако, как показывает история, в баталиях не всегда принимают участие только две стороны. У нас в стране тоже есть третья сторона – государство, которое, собственно, и выступило инициатором этой реформы. Государство нам все методично объясняет, рассказывает, инициирует различные телевизионные программы о пользе преобразования старой изжившей себя модели управления жилищно-хозяйственным комплексом страны в новую, давно и успешно работающую по всему миру. Однако, для получения результата необходимо не только проводить массово-разъяснительную работу. Для этого требуются еще и волевые решения власть имущих и оперативное их принятие.

Ситуация сложная, неоднозначная, требующая конкретных шагов от всех сторон, участвующих в процессе реформирования отрасли. Казалось бы, это уравнение не имеет решения. Но нет, ведь существует еще одна сторона – всевозможные сервисные и управляющие компании, которых все почему-то оставили в стороне. А зря, ведь по всем математическим законам, если уравнение или пример нельзя решить, то вводят неизвестное значение, которое и позволяет найти такой долгожданный ответ. В нашем с вами случае понятие «неизвестное» - не значит неважное. Скорее наоборот. Ведь в Украине существует огромное количество обслуживающих компаний и предприятий, которые уже давно и успешно работают на рынке коммунальных услуг, предоставляют свои сервисы не только объектам коммерческой недвижимости, но и частным жилым комплексам, организованным ранее ОСМД и т.д. Данные компании знают, что нужно таким объединениям, с чего начинать, а главное – могут обеспечить надлежащие оперативность и качество услуг. Некоторые «сервисники» могут даже помочь в создании ОСМД, обеспечив при этом не только обслуживание по всем направлениям, но и юридическую поддержку. Кроме того, с них можно и требовать, ведь все взаимодействия двух сторон будут происходить в правовом поле, на страже таких рыночных отношений будет договор с описанием всех нюансов обслуживаемых объектов, обязательств обеих сторон, а также предусмотренных санкций за невыполнение какой-либо из сторон условий договора.

Актуальность темы, а также готовность сервисных компаний к активной работе в данном сегменте подтверждает и руководитель сервисной компании «ИНВАЙТ» Татьяна Давидович. Управляемая ею компания работает на рынке facility management и предоставляет услуги технического обслуживания инженерных систем, клининга и озеленения. По ее словам, рынок facility в целом готов к работе с ОСМД как идеологически, так практически и технологически.

«Сервисные компании уже давно работают с такой категорией заказчиков, как ОСМД. Более того, большинство крупных игроков рынка готовы не только технически обслуживать такие объекты, но и предлагать программы оптимизации затрат, внедрять энергоэффективные технологии. Этот вопрос сейчас как никогда актуален», - отмечает Татьяна Давидович.

Однако, какими бы желаниями, возможностями и технологиями не обладали обслуживающие компании, у них тоже есть масса проблемных вопросов, требующих безотлагательного решения.   

Помимо несогласованности существующих законодательных актов, нехватки целого ряда подзаконных актов, регулирующих сам факт легитимности существования управляющих компаний на коммунальном рынке, есть не менее важные моменты. Как пример, отсутствие законодательно приписанной процедуры для передачи земельных участков совладельцам многоквартирных домов, отсутствие технической документации на объекты, необходимость утверждения процедуры проведения конкурсов на замещение управляющих компаний, различные тарифы на одни те же услуги от разных поставщиков, неконтролируемый рост этих тарифов и т.д.

Помимо этого, не смотря на то, что сервисные компании, технически и технологически готовы к обслуживанию жилищного фонда, для их эффективной и беспроблемной работы необходимо также согласовать различные важные детали на законодательном уровне. Так, рынок facility сейчас активно изучает все законодательные нюансы и ищет ответы на ряд проблемных вопросов. «Участники рынка озадачены, как правильно и грамотно сервисным компаниям в новых условиях организовать систему льгот лицам, имеющим по закону на них право, мы все пытаемся понять, каков будет порядок возмещения государства таких расходов поставщикам услуг. Не менее болезненная тема и погашение задолженности неплатежеспособных жителей. Кроме того, важно понимать, что о сверхприбыли для сервисных компаний в этом сегменте вообще речь не идет. Принимая во внимание возможности населения, состояние устарелого, во многом даже обветшалого жилищного фонда, мы сможем закладывать в стоимость только минимальную рентабельность», - говорит руководитель сервисной компании «ИНВАЙТ» Татьяны Давидович. Она уверенна, что только имеющие большой опыт обслуживающие компании, смогут обеспечить качественное обслуживание объектов ЖКХ. При таком ответственном подходе, по ее словам, можно не только вернуть к жизни целую отрасль, но и начать активно, а главное грамотно и результативно внедрять энергоэффективные технологии. «Однако, нужно быть готовым к тому, что основная нагрузка в части финансового обеспечения всех процессов замены, обслуживания, оптимизации и т.д. ляжет на плечи жителей многоквартирных домов. Но это не приговор, а реальный шанс изменить ситуацию в ЖКХ к лучшему», - уверенна Татьяна Давидович.

Традиционно, по итогу мы имеем, к сожалению, больше вопросов, чем ответов. Радует одно: нам всем понятно, что нужно делать и куда стремиться. Самое важное – у нас есть реальные инструменты решения проблем насущных. Остановка за малым – подкрепить возможности желаниями и волевыми решениями.

Сервис для ОСМД в деталях. Как не ошибиться в выборе обслуживающей компании

Компетентно о важном. На вопросы отвечает руководитель сервисной компании «ИНВАЙТ» Татьяна Давидович.

Сервисной компании «ИНВАЙТ» Татьяна Давидович

Так какие же преимущества управляющих или обслуживающих компаний для ОСМД?

Преимуществ на самом деле масса, самые важные из них далее.

Первое, и самое важное – это персонал. Речь идет о его профессионализме, уровне подготовки и т.д. Как правило, у крупных компаний, которые работают на рынке далеко не один год, персонал имеет большой опыт и навыки решения задач различного уровня сложности. Все сотрудники в таких компаниях время от времени проходят различные обучающие программы, участвуют в срезах профпригодности, а также курсах повышения квалификации. Не маловажен и тот факт, что речь идет не об одном или нескольких сотрудниках, а целом штате квалифицированного персонала, готовых оперативно заменять друг-друга в случае болезни и т.д.

Далее – оптимизация ФОТ. Весь сервисный персонал является сотрудниками обслуживающей компании, следовательно, все затраты по ФОТ и отчислению в различные фонды – ответственность и финансовая нагрузка для сервисной компании.

Возможность предоставления комплекса необходимых услуг в рамках одного договора с одной обслуживающей компанией. Сейчас на рынке множество компаний, готовых предоставлять весь спектр необходимых ОСМД услуг: собственно, от помощи в создании этого самого ОСМД, до клининга, вывоза мусора, озеленения, обслуживания инженерных систем, ремонтов, охраны и т.д. Это удобно, практично, а также оптимизирует затраты заказчика, так как чем больше объем предоставляемых услуг, тем больше скидки и возможность поторговаться в вопросах суммы договора.

Экономия на расходных материалах, а также амортизации инвентаря и техники. Вся техника и инвентарь находятся на балансе обслуживающей компании.

Гарантии. Вся деятельность обслуживающей компании на конкретном объекте проводиться в рамках договорных отношений с четко прописанным перечнем обязательств и ответственности обеих сторон.

На что в первую очередь стоит обратить внимание при выборе обслуживающей компании?

В первую очередь, конечно, на репутацию компании. Не поленитесь «прошерстить» интернет, почитать отзывы и другие информационные материалы.

Далее – опыт. Изучите всех клиентов компании. Не лишним будет поинтересоваться, есть ли у потенциального подрядчика опыт работы именно на таких объектах, в идеале – максимально похожих с технической точки зрения.

Отдельного внимания заслуживают нюансы составления договора. Это отдельная большая тема, но есть ряд моментов, которые обязательно должны быть учтены в документе. Как показывает опыт, грамотно составленное ТЗ минимизирует все производственные риски. В ТЗ обязательно должны быть учтены состояние объекта и его инфраструктуры, кратность, частота, количество и четкий перечень предоставляемых услуг; описание всех технических нюансов объекта, описание материалов, покрытий, технического фонда и т.д. Обязательно в договоре прописывается требование наличия у подрядчика всевозможных разрешительных документов: лицензий, патентов, сертификатов и т.д. Важный момент в наше время – наличие у компании-подрядчика страховки корпоративной ответственности. Обязательно стоит обратить внимание, чтобы она распространялась и на Ваш объект.

Актуальным в наше время является вопрос оптимизации затрат и внедрения энергоэффективных технологий. Поэтому очень важно, чтобы компания могла не только грамотно составить смету на обслуживание объекта, но и предоставить конкретные рекомендации, как оптимизировать затраты. Прекрасно, если в «кейсах» обслуживающей компании, будут реализованные проекты внедрения энергоэффективных технологий. Если компания пройдет все этапы вашего анализа, вы с уверенностью сможете назвать профессиональной. А это значит, что вы как заказчик сможете получать качественные услуги, оптимизируя при этом свои затраты.

InWhite Solutions