Подбираем освещение для ТЦ. Правильный свет - больше продаж.

СЕРВИСНАЯ КОМПАНИЯ
«ИНВАЙТ»

Get the best - be the best
Получи лучшее - будь лучшим

 

Подбираем освещение для ТЦ. Правильный свет - больше продаж.

05 мая 2016

Как бы странно это не звучало, однако одним из важнейших факторов, влияющих на объемы продаж в торговых сетях, является освещение. В этом убеждаются все: и посетители, и покупатели, и продавцы, и собственники торговых площадей. Свет в ТЦ – это и распределение различных зон, и выгодное подчеркивание достоинств товара, а значит – и особое «правильное» покупательское настроение. И не важно, речь идет о продуктах питания, одежде или ювелирных украшениях. Собственники торговых помещений должны помнить, что правильное освещение делает продажи. А значит, к вопросу выбора, установки и обслуживания осветительных приборов стоит подходить с особой ответственностью.

Подбираем освещение для торговых центров 

При создании комфортной обстановки для покупателя, освещение является очень важной составляющей, которая может как увеличивать продажи, так и уменьшать их. Еще со школьной программы нам всем известно, освещенность измеряется в Люксах, 1 Lux = 1 Lm (Люмен)/1 м. кв. Уровень освещения – это отдельный показатель. В современных магазинах он колеблется от 500 до 100 Lux в горизонтальной плоскости. Говоря простым языком, для расчетов берется освещенность пола.

Сетевые гиганты розничной торговли, такие как Metro, требуют от проектировщиков 1000 Lux, Tesco — 750 Lux, Carrefour — порядка 800–900 Lux для общего уровня освещенности магазина. Это стандарт, который мировые сети не позволят нарушить ни в большую, ни в меньшую сторону, т.к. за многие годы работы они убедились в важности правильного освещения, комфортного именно их покупателю.

Общий уровень освещенности торгового зала.

Установка приборов освещения производится зачастую в пустых залах. Именно поэтому стоит учитывать тот факт, что при расчете освещенности торгового зала без торгового оборудования надо делать запас порядка 25–30%. Именно на этот процент снижается уровень освещения при установке торгового оборудования. И дело не только в том, что оборудование и мебель представляет собой преграды и делают тень, но все установки по-разному отражают свет. А это сказывается в сторону ухудшения уровня освещенности. В магазине становится попросту на треть темнее.

Кроме простого уровня освещенности важными элементами освещения именно в торговых центрах так же являются психологические аспекты света. Психологическое воздействие характеризуется двумя факторами:

  • Интенсивность освещения (уровень освещенности), которая выражается в градусах Кельвина
  • Цветовая температура света

При высоком уровне общего освещения человек чувствует праздник, возбуждение.

Поэтому, в зависимости от целей, концепций торговых помещений можно выбрать разный уровень света. Предел комфорта и безопасности для человека находится в пределах 500–2500 Lux. Для сравнения, в пасмурный день на улице 2000 Lux, в солнечный день до 10 000 Lux. Яркий солнечный свет часто заставляет людей жмуриться, или надевать солнцезащитные очки. Солнце так же увеличивает яркость предметов.

Цветовая температура света

Цветовая температура света имеет ярко выраженный климатический оттенок. В южных странах более предпочтительно воспринимается свет с высокой цветовой температурой (t), холодный, свыше 4000 - 6500 градусов Кельвина (К). После 8000К свет уходит в ультрафиолетовую область спектра и становится невидимым. В странах с более холодным климатом лучше воспринимается свет с теплой цветовой температурой — 4000–2500К. Белый свет порядка 4000К принято считать за нулевую отметку температуры.

Для сравнения, 4000К — это нейтрально-белый свет. (Например, это стандартные офисные светильники в подвесном потолке типа "Армстронг"). Цветовая температура дневного света примерно равна 6500К. Лампа накаливания (домашняя лампочка типа "груша") 2700К, Свеча — 2200–2500К. Цветовая температура газоразрядной или люминесцентной лампы может варьироваться в широком диапазоне от 2000 до 9000К. Рассмотрим некоторые типы торговых залов и принципы построения освещения в них.

Освещение гипермаркета и супермаркета

Подбираем освещение в торговом зале маркета

Принципиальным вопросом помимо общего уровня освещенности таких магазинов является выбор цветовой температуры. Наиболее распространенное решение — нейтрально-белый свет 4000К. Для освещения обычно применяются светильники с люминесцентными лампами и высокочастотными электронными пускорегулирующими аппаратами (ПРА) для 25%-ной экономии электроэнергии и увеличения срока службы ламп. Также часто применяются металогалогенные газоразрядные лампы в точечных светильниках (High Bay). В народе такие светильники называют "колокольчики". Монтируются High Bay на большой высоте. Освещение "колокольчиками" характерно для форматов магазинов "Сделай сам" (DYT). Это дешевле, чем освещение транкинговыми (линейными) подвесными системами с люминесцентными лампами, но равномерность освещения значительно хуже. Лампы в таких системах применяются обычно металогалогеновые, отличающиеся плохой цветопередачей (искажают цвета). При таком освещении все выглядит блеклым, тусклым, непривлекательным. Особенно страдают яркие цвета теплой части спектра — красный, желтый, оранжевый. Поэтому рекомендуется применять люминесцентные и газоразрядные лампы с коэффициентом цветопередачи (Ra) минимум 80% правдоподобности (Ra>=80). К примеру, стандартная люминесцентная лампа в офисном светильнике имеет коэффициент цветопередачи 60%. В магазинах формата "Сделай сам", при выборе отверток цвет не так важен. Но в отделах обоев, штор, красок, элементов декора, а также продуктов питания такое освещение не может применяться. Необходимо применять лампы с коэффициентом цветопередачи выше 80% (Ra>80).

Особенности освещения различных групп продуктов питания.

Хлеб, кондитерские изделия

Рекомендуется применение источников света с низкой цветовой температурой, дающих теплый, золотистый свет (лампы накаливания, галогенные лампы). Такие лампы потребляют много энергии, поэтому владельцы магазинов заменяют их на люминесцентные лампы с цветовой температурой 2700–3000К, либо специальными натриевыми лампами (White son) c цветовой температурой 2500К. Необходимо подчеркнуть, что торговое оборудование в хлебном отделе должно поддерживать теплую атмосферу своей фактурой и цветом, т.к. отражаясь, свет может искажаться. Поэтому часто в таких случаях используется дерево, солома, лоза и другие натуральные материалы.

Отдел молочных продуктов, замороженных продуктов, рыба.

Освещение полок в торговом зале маркета

Здесь важно подчеркнуть свежесть, охлажденность продуктов. Лучше всего в таких отделах применять люминесцентные лампы с цветовой температурой 4000 — 6500К с хорошей цветопередачей (80% и выше), для того, чтобы подчеркнуть яркость упаковок.

Для освещения мясопродуктов часто применяются лампы специального спектра (76–79), подчеркивающие натуральные красные и розовые цвета. Естественно, такие лампы используются внутри витрин, не над головой покупателей. Очень рекомендуется над витриной, в месте передачи товара покупателю применять лампы общего освещения с высоким коэффициентом цветопередачи.

Отдел цветов, отделы овощей и фруктов

Освещение полки в торговом зале маркета

Данные отделы принято освещать светильниками типа "колокольчик" или направленными прожекторами с металогалогенными лампами нового поколения с керамической горелкой. (У производителя Philips это тип CDN, а у производителя Osram — тип SQH.) Эти лампы отличаются великолепной цветопередачей (90%) и высочайшей интенсивностью света (150Вт=14 000 Lm). Это обозначает, что свет такой лампы близок к солнечному по спектру. В свете таких ламп фрукты и цветы кажутся блестящими, свежими, здоровыми.

Данные лампы применяют для освещения живых цветов. Солнечный спектр ламп сохраняет возможность вегетации. Попросту говоря, под этими лампами цветы не только дольше сохраняются, но и растут! Следует добавить, что на таких лампах стоит УФ-фильтр, и они не вызывают вредных воздействий, за исключением пожелтения бумаги, как при солнечном свете. Цветы ни в коем случае нельзя освещать лампами накаливания — они погибают. Кроме того, под стандартными металогалогеннными — они плохо выглядят.

Отдел спиртных напитков

Общее освещение можно сделать стандартным, с хорошей цветопередачей, для того, чтобы этикетки смотрелись ярко. Однако, это не единственная рекомендация. При продаже вин и дорогих крепких напитков важно акцентное освещение. Вино не любит ультрафиолета. Даже через бутылку портятся его качества, ультрафиолет разрушает вкус. Поэтому вина хранят в погребах. Акцентное освещение вин можно сделать лампами накаливания или галогенными лампами.

Одежда и обувь

Освещение ветрены бутиков магазтнов

Минимальный уровень освещенности в отделах одежды и обуви — 1000 Lux. Очень важны световые акценты, откуда берется свет и как распределяется по освещаемому объекту, что и как подсветить, с какой стороны. Универсальных советов нет, т.к. это работа дизайнера по свету. В магазинах одежды и обуви прежде всего важна концепция самого магазина, которая влияет на дизайн и атмосферу торгового зала, стимулирует покупки.

Детская одежда, игрушки

Кроме вышеупомянутых правил освещения одежды для взрослых, которые распространяются и на детскую одежду в полном объеме, можно добавить, что в детских магазинах уровень освещенности может быть минимум 800 Lux, лампы теплых цветов (3000К) с высоким коэффициентом цветопередачи (более 80%). Один из важных моментов — это радостная атмосфера магазина, которая достигается высоким уровнем освещенности.

Косметика

Решающий фактор при выборе освещения в магазинах или отделах косметики — цветопередача. Лучший вариант — галогенные лампы со 100% цветопередачей (Ra=100) Такие лампы имеют световую температуру 3000–3500К, т.е. недостаточно белый цвет. Идеальным решением для освещения зала с косметикой будут лампы De Lux с коэффициентом цветопередачи более 90% и световой температурой 4000–6500К.

В магазинах косметики и парфюмерии рекомендовано рассеянное, мягкое освещение, которое не создает бликов в зеркалах.

Ювелирные магазины

 Освещение ювелирных магазинов

Освещение ювелирных отделов — одна из самых сложных задач даже для специалистов высокого уровня. Есть французская компания "Агабеков", которая вот уже 50 лет делает освещение лучшим ювелирным магазинам мира, применяя только индивидуальные решения. Освещать камни очень сложно! Иногда может понадобится отдельная витрина для одного камня и множество источников света. Если обобщить правила, при помощи которых можно освещать драгоценные металлы, то это будет выглядеть примерно так:

  • для освещения платины нужен мягкий свет;
  • серебра — холодные тона освещения;
  • золота — теплое, переливающееся освещение;
  • алмазов — яркий, искристый свет со множеством источников света.

При освещении ювелирных изделий часто применяются светодиодные системы.

Фотоаппараты, мобильные телефоны, дорогие письменные принадлежности и прочие дорогие изделия, представляемые в закрытых витринах.

При акцентном освещении галогенными лампами плоских и других закрытых витрин важно применять лампы с дихроичным отражателем, отводящим часть тепла от освещаемого объекта. Иначе под воздействием тепла бумага, ткани, пластмассы, дерево трескаются, деформируются, плавятся и просто портятся. Так же в такой лампе обязателен УФ-фильтр, чтобы товары не выцветали.

Тема освещения и выбора осветительных приборов – это целый мир. Он полон света, энергии, эмоций. Но разобраться в нем очень сложно, особенно при оснащении таких сложных объектов как торговые центры. Не менее важным аспектом в этом вопросе является обслуживание систем освещения. Ведь неработающие или неисправные лампы имеют тот же эффект, что и неправильно подобранное освещение. Именно поэтому, компания «ИНВАЙТ» предлагает услуги по техническому обслуживанию и ремонту систем освещения. Наши специалисты помогут вашему торговому центру оперативно и качественно решать проблемы с освещением. Специализированное оборудование, ответственный подход и большой опыт работы сотрудников «ИНВАЙТ» помогут решить даже самые сложные задачи в обслуживании систем освещения вашего торгового центра. Мы гарантируем вам профессиональный подход, оперативность в устранении непредвиденных ситуаций, а также прекрасный уровень сервиса. С «ИНВАЙТ» в вашем торговом центре всегда будет светло и уютно, а ваши посетители будут иметь прекрасное покупательское настроение.

  • Главная
  • Блог
  • Подбираем освещение для ТЦ. Правильный свет - больше продаж.
InWhite Solutions